Почти 100 баллов на ЕГЭ

(заочная школа для 9 классов и 10 -11 классов)

Тема 2

Уравнения и системы уравнений

 
Корнем уравнения с одним неизвестным называют значение неизвестного, при котором уравнение обращается в верное равенство.

Решить уравнение с одним неизвестным - значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Линейным уравнением с одним неизвестным х,  называют уравнения вида ах=b, где х - неизвестное, а и b  - некоторые числа. 

Квадратным уравнением с одним неизвестным х  называют уравнение вида ах2+bx+c=0, где х - неизвестное, а и b, c - некоторые числа, причем .

Формула корней квадратного уравнения

Корни квадратного уравнения, ах2+bx+c=0 находят по формуле  .

Теорема Виета

Если приведенное квадратное уравнение х2+px+c=0 имеет корни, то сумма корней этого  уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену, т.е. х1+x2=-p,  х1.x2=q.

Решением системы уравнений с двумя неизвестными называется пара значений неизвестных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство.

 

Примерные задания

Задание №1. Решите уравнение

Решение: Умножим обе части уравнения на 6

2(2х-1)-3(х+1)=12

4х-2-3х-3=12

х=17

Ответ: 17.

Задание №2. Решите уравнение -x2+0,1=0,9x. В ответе укажите произведение его корней.

Решение: перенесем слагаемые в левую часть уравнения

-x2+0,1-0,9x=0

x2+0,9x-0,1=0

Чтобы избавиться от десятичных дробей, умножим обе части уравнения на 10.

10x2+9x-1=0

D=92-4*10*(-1)=121

x1=-1   x2=0,1

Не забудем, что в задании есть дополнительный вопрос. Произведение  корней уравнения равно -0,1.

Ответ: -1; 0,1; -0,1.

Задание №3. Не решая уравнения 2x2+2x-3=0, найдите:

а)       б)       в)       г)  , где

x1, x2 - корни уравнения.

Решение:

Известно, что x1, x2 - корни квадратного уравнения. Применим теорему Виета.

Сначала необходимо сделать исходное уравнение приведенным, т.е. разделить на первый (старший) коэффициент 2.

Имеем: x2+x-1,5=0

По теореме Виета:

                                    

Поэтому в пункте а) ; а в пункте б) .

Чтобы вычислить значения выражений в пунктах в) и г), выразим слагаемые в них через   и .

в) .

г).

Ответ: а)-1; б)-1,5; в) ; г) 4.

Задание №4.  Решите уравнение  

Решение: Корнями  уравнения x2-6x+8=0 является x1=2, x2=4, поэтому О.Д.З.: .

8-(1-3х) (х-4)-4(х-2)=0

8-х+4+3х2-12х-4х+8=0

2-17х+20=0

 Ответ: .

Задание №5. Найдите наименьший корень уравнения

(х+3)4+3х2+18-1=0.

Решение:

Рассмотрим первое слагаемое (х+3)4. Вспомним, что

(х+3)22+6х+9. 

Сгруппируем второе и третье слагаемые. Если вынести 3 за скобки, то имеем  3(х+6х). Введем новую переменную  а=(х+3)2,  , тогда

2+18х=3х2+18х+27-27=3(х2+6х+9)-27=3а-27. 

Исходное уравнение будет иметь вид а2+3а-27-1=0.

Решим получившееся квадратное уравнение а2+3а-28=0. 

а=-7 или а=4

а=-7 - посторонний корень (почему?).

Вернемся к замене: (х+3)2=4.

Как проще решить это уравнение?

1-й способ. Раскрыть квадрат суммы и применить основную формулу корней квадратного уравнения.

2-й способ. Перенести 4 в левую часть и применить формулу разности квадратов.

3-й способ. Извлечь квадратный корень из обеих частей уравнения.

х+3=2 или х+3=-2.

х=-1 или х=-5.

Вспомните, какое было задание.

Ответ: -5.

Задание №6. Сколько корней имеет уравнение х3-3х2-32х+96=0?

Решение: В левой части уравнения 4 слагаемых, поэтому применяем метод группировки.

3-3х2)-(32х-96)=0

х2(х-3)-32(х-3)=0

(х-3)(х2-32)=0

Произведение равно нулю, значит, х-3=0 или х2-32=0.

Уравнение имеет три корня: .

Ответ: 3 корня.

Задание №7. При каких значениях параметра m оба корня уравнения х2-mx+2=0 лежат в промежутке (0;3)

Рассмотрим функцию . Графиком данной функции

является парабола. Изобразим параболу с указанными свойствами.

Запишем условия, соответствующие этому расположению параболы.

  

                  

Решим отдельно каждое из этих  неравенств.

,значит, первое условие выполняется автоматически.

.

Решением системы неравенств будет промежуток .

Ответ: при   оба корня уравнения лежат в промежутке (0;3).

Задание №8. Решите систему уравнений  

Решение (метод подстановки).

Выразим неизвестное х через у из второго уравнения и подставим в первое уравнение.

Решим первое уравнение системы

y=2 или y=-2,5

Возвращаемся к подстановке, находим значение х.

Ответ: (5;2), (-4;-2,5).

Задание №9. Решите систему уравнений .

Решение (метод сложения).

Умножим первое уравнение на три.

Сложим первое и второе уравнения.

 

Решаем первое уравнение

2+6х=8:2

х2+3х-4=0

х1=-4; х2=1(по теореме, обратной  к теореме Виета);

найдем значение у, подставив в первое уравнение системы значение х.

Ответ: (-4; 4,5); (1; -0,5)

Задание №10. Решите систему уравнений .

Решение (метод введения новых неизвестных).

Введения новых неизвестных позволяет упростить вид данной системы.

Пусть , тогда получим систему

Сложим уравнения. Получим 5b=1, b=0,2. Вернемся к замене переменных.   

Ответ: (3,5; -1,5).

Скачать задания контрольной работы № 2

Посмотреть ответы...

 

Желаю успехов!

Нина Васильевна

Примечание: При выполнении заданий контрольной работы вы можете воспользоваться учебниками:

  1. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Телековского.

  2. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др.

  3. Алгебра 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович.

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Сайт создан в системе uCoz