Решение большинства неравенств сводится к решению соответствующих уравнений. Рассмотрим решение линейных и квадратных неравенств, а также специальный метод решения неравенств - метод интервалов.
Всякое значение неизвестного, при котором данное неравенство обращается в верное числовое неравенство, называется решением неравенства.
Решить неравенство - значит найти все его решения или доказать, что их нет.
Неравенства вида , где х - неизвестное, а и b - некоторые действительные числа называются неравенствами первой степени или линейными неравенствами.
Неравенства вида , где называются неравенствами второй степени с одной неизвестной или квадратными неравенствами.
Примерные задания
Линейные неравенства
Задание 1
Укажите наименьшее целое решение неравенства -х+0,5(х+4)<4.
Решение: Сначала раскроем скобки. -х+0,5х+2<4. При решении линейных неравенств обычно переносят неизвестные слагаемые в левую часть неравенства, а известные – в правую, и приводят подобные слагаемые. -0,5х<2. Обе части неравенства делим на отрицательное число. Не забываем, что знак неравенства меняется на противоположный. х>-4.
Наименьшим целым решением является число (-3), а не (-4).
Ответ: -3.
Задание 2
Найдите число целых решений неравенства
Решение: Исходное неравенство называется двойным неравенством. Его можно решать разными способами.
1-й способ.
2-й способ (с помощью системы).
Исходное неравенство равносильно системе неравенств
Решим первое неравенство.
.
Решим второе неравенство.
x<8.
Отметим решения и первого и второго неравенства на координатной прямой.
Решением системы неравенств будет промежуток .
Количество целых чисел, входящих в промежуток, равно 16.
Ответ: 16.
Квадратные неравенства
Решение квадратных неравенств
состоит из 5 этапов:
1.Вводим соответствующую функцию .
2.Определяем направление ветвей параболы.
3.Находим нули функции, т. е. решаем уравнение .
4.Если уравнение имеет корни, то отмечаем корни на координатной прямой и схематически рисуем параболу в соответствии с направлением ветвей.
5.Находим решение неравенства с учетом смысла знака неравенства.
Задание 3
Решите неравенство .
Решение:
1. Пусть .
2. Так как а=-1, то ветви параболы направлены вниз.
3. Решим уравнение .
Его корни: х=1; х= -3.
4. Отметим числа 1 и (-3) на координатной прямой и построим эскиз графика функции.
5. Так как знак неравенства , то решением его будет отрезок .
Ответ:
Задание 4
Решить неравенство .
Решение:
1. Имеем .
2. Ветви параболы направлены вниз.
3. Уравнение решений не имеет (Д<0). Парабола не пересекает ось абсцисс.
4.
Так как знак неравенства (<), то решением его являются все числа.
Ответ: .
Область определения выражения
Значения переменной, при которых выражение имеет смысл, называют допустимыми значениями переменной.
Множество всех допустимых значений переменной называют областью определения выражения.
Задание 4
При каких значениях х имеет смысл выражение .
Решение: Так как выражение имеет смысл при и выражение имеет смысл при , то составим и решим систему
Отметим решение на координатной прямой.
Областью определения исходного выражения будет объединение промежутков
Ответ:
Метод интервалов
Задание 5
Решим неравенство
Решение: Так как числитель дробного выражения отрицателен, то решение исходного неравенства сводится к решению неравенства . Решим неравенство методом интервалов. Рассмотрим функцию y=(-x+5)(x2-4). Найдем нули функции, т.е. решим уравнение (-x+5)(x2-4)=0. Числа 5; -2; 2 являются нулями функции. Отметим нули функции на координатной прямой.
В каждом из промежутков, на которые область определения разбивается нулями функции, знак функции сохраняется, а при переходе через нуль функции, т.е. через точки -2; 2; 5, ее знак меняется.
Определим знак функции в каком-нибудь из четырех промежутков. Например, рассмотрим f(0)=(-0+5)(02-4)=5(-4)=-20<0, значит в промежутке (-2; 2) значения функции отрицательны.
Далее происходит чередование знаков.
Итак, мы решаем методом интервалов неравенство . Решением неравенства будет объединение промежутков .
Ответ:
Задание 6
Решить неравенство
Решение: Рассмотрим функцию y=x4-9x2. Ее нули 0; -3; 3. Отметим эти числа на координатной прямой и определим знак функции, например, на промежутке (0; 3).
Найдем значение функции в точке 1,
f(1)=1-9<0.
так как , то число 0 является, говорят, нулем двойной кратности. При переходе через него знак функции не меняется.
У исходной функции только 0 является нулем двойной кратности, поэтому и при переходе через точку 3 и при переходе через точку
(-3) знак функции меняется.
Решением исходного неравенства является не только объединение промежутков , но и точка 0.
Ответ:
Скачать задания контрольной работы № 3
Желаю успехов!
Нина Васильевна
Примечание: При выполнении заданий контрольной работы вы можете воспользоваться учебниками:
-
Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Телековского.
-
Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др.
-
Алгебра 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович.
Посмотреть ответы...